Процессы, которые закладываются в детском возрасте, проявляются у взрослого, влияя на всю его жизнь. Как помочь своему ребенку пройти этапы полового взросления с наименьшей травматизацией? Читайте ниже!
Мальчик или девочка
Раньше все семьи были с четким распределением ролей – мужская и женская. Детям было понятно: с какой ролью они себя ассоциируют, кто они. Или я мальчик, как папа или я девочка, как мама. Сейчас все сложнее – четкие ролевые позиции женщины и мужчины стерлись. Ребенок в раннем возрасте усваивает систему социальных ролей между мужчиной и женщиной, принимая активное участие в этом процессе. И ему гораздо сложнее разобраться с гендерным вопросом.
Женщины становятся более эмансипированными с мужскими чертами характера, мужчины же, в свою очередь, становятся более мягкими, эмоциональными. От этого у современного ребенка появляется сложность понимания и принятия собственной гендерной роли. Может показаться, что ничего страшного в этом нет. Андрогинность, вроде бы, не несет в себе ничего плохого. Но если ребенок в чувствительном детском возрасте (1-3 года) при формировании половой принадлежности не определится с четкой позицией, это может способствовать тому, что на более позднем этапе формирования сексуальности, выбор сексуального партнера тоже будет нечетким.
Возможно это вас удивит, но сегодня уже в начальных классах благодаря интернету дети знают, что такое порнография. И задавать вопросы они начинают намного раньше.
Не надо краснеть, если ребенок вам задал вопрос откуда он взялся. Часто у мам и пап срабатывает стереотипный ответ про аистов и капусту.
Но если спросить у маленького ребенка, которого «принес аист», кто такой этот аист, он не ответит. Он понимает, что аист – птица, но как эта птица причастна к нему, не знает. С капустой – проще: капусту он видит в магазине и знает, что это место для покупок, он может подумать, что его, как и капусту, могли бы купить. С одной стороны, это щадящий метод для детской психики. С другой — часто взрослые просто не знают как подобрать нужные слова, чтобы доступно объяснить ребенку физиологические процессы.
К семи годам у ребенка полностью сформировано понятие сексуальной принадлежности. С двух до семи лет – самый сложный возраст для родителей. Не только потому, что ребенок достает вечным «почему?», но и потому, что он задает другие, не самые удобные, вопросы. Почему у мальчиков это так, а у девочек по-другому или чем мальчики отличаются от девочек.
Вопросы эти нормальны. Ненормальна реакция на них. Взрослый воспринимают детскую сексуальность, со своей взрослой позиции, а интерес ребенка основан больше на любознательности, а не сексуальности. Детям важно понимать, как это работает и с чем они имеют дело.
Как сексуальное поведение детей проявляется в разном возрасте До годаДаже у мальчиков до года бывает эрекция. Девочки тоже испытывают возбуждение, которое не заметно — при кормлении грудью, прикосновениях. С позиции своей взрослой сексуальности мы можем подумать: «Какой ужас!» Но ничего ужасного в этом нет. Это тот момент, когда ребенок испытывает удовольствие. Важно понимать, что вот такое «сексуальное» поведение ребенка никак не связанно с темой секса. Это абсолютно нормально, как ухо почесать.
С 1-2 лет у ребенка формируется понимание гендерное принадлежности. Он осознает себя мальчиком или девочкой. Начинает понимать, что между полами есть различия.
К 2-3 годам дети уже «знакомы» со своими половыми органами и, будучи раздетыми, могут с ними играть.
К 3 годам возникает любопытство, направленное на изучение половых признаков. Дети рассматривают половые органы. Могут прикасаться к взрослым, задают вопросы о строении тела, деторождении, супружестве. Эти прикосновения и интерес основаны на стандартном детском любопытстве. Ни о какой взрослой сексуальности тут речи быть не может.
В 4 года дети играют в игры с обнажением в «домик» и «доктора». Эти игры связанны с исследованием.
Если ребенку недостаточно той информации, которую дают ему взрослые, он будет искать ее сам. И не только искать, но еще и додумывать. Мало того, из детских уст информация чаще всего приходит искаженной или в грубой форме.
Если вы увидели игру «в доктора», не нужно ругать или наказывать ребенка. Тем самым вы спровоцируете появление сексуальных проблем во взрослом возрасте.
Если игры «в доктора» происходят у детей более старшего возраста (допустим в возрасте 10 лет) или один ребенок насильно принуждает другого к игре, делает что-то против его воли или то, что у второго вызывает страх или боль, вмешайтесь. Это момент, когда нужно провести с ребенком беседу. Сказать, что игры бывают не совсем безопасными, объяснить, почему нужно считаться с мнением остальных и научить отстаивать собственные границы.
В 5 лет интерес к анатомическим различиям исчезают. Но именно в этот период расширяется детский словарный запас. Если дочка спрашивает, что это у мальчика, вы не должны говорить «краник». Отвечайте как есть — пенис. Это избавит от многих неловких объяснений в будущем. Ребенок сможет понимать обычную терминологию, она не будет вызывать у него шок. Чем проще вы отнесетесь к этой теме, тем легче к ней будет относится и сам ребенок.
В 6 лет дети обычно интересуются как рожать детей, не больно ли это. Мальчики могут задавать вопросы о своих яичках. На подобные темы надо разговаривать спокойно и открыто, употребляя понятные слова. Я не призываю сразу употреблять слово «вагина» при объяснении деторождения. Можно сказать, девочке, что у нее есть обычные губы сверху и половые — ниже. Они охраняют вход в очень ценное место, которое, когда девочка вырастет, поможет родить ребенка. Подбирайте такие слова, которые будут приемлемы для возраста вашего ребенка.
Когда ребенок задает вопросы, пожалуйста, не уходите от ответа и не отправляйте его за ответом к другим людям, иначе он утратит к вам доверие и перестанет спрашивать и делиться.